Некоторые моменты, которые среднестатистический человек не знает о Новом Завете: 1) Иисус Христос родился в период с 7 по 4 год до н.э., то есть до "рождества Христова" (чаще считается, что в 6 году до н.э.). Это связано с раннесредневековой ошибкой вычисления даты его рождения. 2) Апокалипсис (Откровение) Иоанна Богослова не претендует на то, чтоб предсказывать будущее. Это книга о смысле истории, а не об истории как таковой. Это богословский трактат, а не христианская версия Ванги. (Хотя некоторые богословствующие библеисты и некоторые другие деятели, к примеру, известный филолог В. Цымбурский всё же используют Апокалипсис в качестве Ванги, трактуя его как рассказ о будущем, но это не верно). 3) Антихрист — это, скорее всего, император Нерон, устроивший гонения на христиан в 65--68 годах первого века. По менее распространённой версии это император Домициан, которой правил в то время, когда была написана книга Откровения. Некоторые богословствующие библеисты таки полагают, что это не исключает возможности пришествия будущего антихриста, но всё же, скорее всего, Апокалипсис не говорит о будущем антихристе, точнее говоря, о будущем антихристе как конкретном историческом персонаже. 3) Число 666 не мистическое. В эпоху Нерона в восточных областях Римской Империи чеканились монеты с надписью на древнееврейском «נרון קסר», что означает «Neron Kesar», цифровые значения букв этой надписи согласно правилам древнееврейской гематрии составляют 666. То есть, так автор Апокалипсиса указывал, что под антихристом он имеет в виду Нерона. Впрочем, на греческих монетах также чеканился сокращённый титул Домициана: A. KAI. ΔOMET. ΣEB. ΓE., числовое значение которого тоже равно 666. Так что, возможно, автор Апокалипсиса использовал это совпадение, чтоб под антихристом показать не конкретно Нерона или Домициана, а римского императора как такового. 4) Синоптические Евангелия (от Марка, Матфея, Луки) и Евангелие от Иоанна принадлежат к двум разным традициям понимания и описания Христа, то есть образ и действия Иисуса в этих двух традициях несколько разнятся, зато это позволяет более полифонично взглянуть на Христа. Крупный современный библеист Р. Бокэм считает, что единственным человеком, знавшим Иисуса лично, среди авторов Евангелий был именно Иоанн. Однако, большинство других библеистов считают иоанновскую традицию менее аутентичной, чем традиция Марка-Матфея-Луки. 5) Первыми по хронологии возникновения текстами Нового Завета являются не Евангелия, а послания апостола Павла, первое из которых написано всего через 20 лет после смерти и воскресения Христа, когда ещё живы были люди, знавшие его лично. Это поразительно и свидетельствует о достаточно высокой вероятности верного понимания Павлом учения Иисуса. 6) Среди авторов Нового Завета Богом Христа однозначно и отчётливо считали Павел, Иоанн и безымянный автор Послания к евреям (которое многие века ошибочно приписывалось Павлу, так как испытало на себе влияние его богословия). Как понимали и воспринимали Иисуса другие авторы НЗ — отдельный вопрос, впрочем даже некоторые не христианские библеисты согласны, что пусть и несколько менее отчётливо, но все они (авторы книг НЗ), так или иначе, верили в его божественность. 7) Скорее всего, мистическим существом (Богом или кем-то подобным Богу) считал себя и сам Иисус. Однако выражение "Сын Божий" в лексиконе того времени не имело в виду буквального сыновства. В Ветхом Завете сынами Божиими зовутся ангелы, цари, а иногда и все люди. А вот самоназвание себя "сын человеческий" парадоксально наоборот говорит о том, что Христос считал себя не только лишь человеком, так как это отсылка к книге пророка Даниила (входящей в ВЗ), там под сыном человеческим описывается некоторое небесное существо, имеющие силу самого Бога. Сам безымянный автор книги пророка Даниила, скорее всего, имел в виду под этим выражением израильский народ, но во времена Христа нередко считалось, что в КПД имеется в виду именно некое таинственное небесное существо, посему говоря о себе, как о сыне человеческом, Христос имел в виду, что понимает под собой это существо.

Теги других блогов: это интересно цитаты