Не являюсь сторонником ID (концепции Разумного Замысла), скорее являюсь сторонником концепции крупного и известного биолога Коллинза, названной им "Биологос". "Биологос" является одним из вариантов теистической эволюции, он гласит, что Бог создал мир в определённом виде, — в таком, что стало возможным существование вселенной (или мультивселенной), в которой существуют галактики, в том числе наша, в ней существует Солнечная система, где есть планета Земля, а в ней условия, необходимые для возникновения жизни и биологической эволюции, которая произвела Разум (при этом в иных звёздных системах на иных планетах возможны аналогичные процессы). Механизмы биологической эволюции здесь не принципиальны, но в целом Коллинз вполне себе дарвинист и сторонник СТЭ. ID же предполагает, что Бог по какой-то причине не создал мир способным произвести Разум, потому Ему приходилось вмешиваться в процесс биологической эволюции и поправлять там всякие косяки. То Бог лично создаёт первую клетку, то устраивает Кембрийский взрыв, то поправляет геном австралопитека, чтоб он стал питекантропом и т.д. По мне это бред. Тем не менее, отечественный айдишник на своём тг-канале разместил интересную статейку, вот она:
"Что нужно знать о "третьем пути эволюции"
Третий путь эволюции - это собирательное названий трендовых моделей и механизмов изменений живых организмов, которые не входят в стандартную СТЭ и нейтральную эволюцию. Все сторонники этого пути - это всемирно известные уважаемые биологи и физиологи.
Надо сразу сказать, эти люди не креационисты и даже не сторонники Разумного Замысла, об этом говорится на первой странице их главного сайта. Отсюда и название: третий путь - не ортодоксальные дарвинисты, не поборники ID. Никто из них не ставит даже вопрос о том, существовала ли эволюция всего живого или нет, это признается ими априорно. Более того, многие из них начинают свою речь с дисклеймера, что они не пытаются утверждать о том, что биологичечкие виды являются планом некого Создателя и заявляют, что стараются оставаться натуралистами до конца. Сейчас, возможно, вы поймёте, почему этим видным учёным приходится упоминать такую оговорку и какое отношение это имеет к их теориям. Не всегда им эта оговорка помогает и спасает от незаслуженного академического гнёта. Так, известного философа биологии Джерри Фодора когда-то назвали "атеистическим креационистом", несмотря на то, что он не верит в сотворение, однако утверждал о неспособности естественного отбора продемонстрировать ход эволюции.
Вот несколько отличительных особенностей из тезисов, которых придерживаются многие ученные третьего пути эволюции:
1. Признание того, что случайные мутации не являются движущей силой эволюции, а естественный отбор едва ли может объяснить крупные биологические преобразования
2. Признание того, что мы не располагаем на данный момент достаточными познаниями о том, как биологические организмы функционируют, как они проявляют пластичность, стабильность, приобретают крупные эволюционные изменения, преобразуются
3. Допущение того, что телеология (телеономия) в поведении и в эволюции наблюдается не только в физиологии высших приматов, но и в простейших формах жизни. В личных блогах и выступлениях эволюционистов третьего пути все чаще звучат речи о том, что бактерии в нашем желудке могут обладать лучшей памятью и искусством программирования, чем мы сами, а разумной активности в них может быть больше, чем в сборнике научных работ. Вместе с тем, поведению клеток относят такие антропоморфные категории, как мышление, выбор, вычисление, принятие решения, коммуникация (общение) и всё это вовсе не в метафоричном смысле. Эти когнитивные качества клетки используют для приобретения адаптивных эволюционных изменений и в генерации и контроле мутаций
4. Всё меньше и меньше роль в эволюции отдается стохастическим (случайным) процессам и слепому блужданию, которое напарывается на некую адаптивную черту, волей-неволей сохраняющуюся в популяции. Всё чаще звучат слова о том, что наивно и самонадеянно полагать, что мышлением, целенаправлением, способностью принимать выбор обладают только целостные организмы некоторых млекопитающих, но их составные элементы - клетки и органеллы этого лишены. Всё это является неотъемлемой частью всех форм жизни
5. Скептическое отношение к ген-центризму в биологии - докинзовской идеи о том, что достаточно поменять какой-то ген или его положение в ДНК и вы получите фенотипические изменения (внешние преобразования). Ген - это только одна из единиц, влияющая на фенотип, которая сама проходит процесс редактирования и модификации в клетке по алгоритмам, которые не содержатся в самих генах. Акцентирование внимания на других единицах кодирования вариативности, как биоэлектрическое поле при морфогенезе, коде гликанов, коде метилирования, мембранном коде и других эпигенетиченских кодах.
Учитывая, что некоторые ученые Разумного Замысла не отрицают концепцию "Общего предка" и не пытаются ввести идею сверхъестественного появления видов, то видно, что по многим тезисам ученые "Третьего пути эволюции" очень похожи с повесткой ученых ID, как и модели эволюции, которые они предлагают".