В христианстве есть понятие "Катехон", то есть удерживающий мир от впадения во зло. В православии часто полагают, что Катехон — это православная империя и, пока она существует, условным силам зла не получится подчинить себе мир. Дескать, сначала это была Римская империя, затем Византийская (второй Рим), теперь Россия (третий Рим). Но, как правильно заметил Цымбурский, вряд ли первохристиане считали Катехоном языческую Римскую империю, которая устраивала гонения на христиан. Более того, в книге Апокалипсис римские императоры вообще названы антихристами. Так что первохристиане имели в виду под Катехоном? Преподаватель Нового Завета, кандидат богословия протоиерей Александр Сорокин не без оснований считает, что Катехоном первохристиане считали существующие в Римской империи законы и право, которые являлись той прослойкой, что ограничивала тиранию. То есть, вполне возможно, что абсолютное зло для Павла и других первых христиан — это тирания, тоталитарное государство. Посему с христианской точки зрения тоталитарный ленинский и сталинский СССР — это зло. Да и вообще для России, как цивилизации, характерна такая структура, что существует высшее лицо (монарх, генсек, президент) не ограниченное практически никакими законами, попирающее их. Многие православные монархисты считают это благом, но вот Новый Завет с ними не согласен. Впрочем, наш крупный мыслитель Иван Солоневич предлагал такую историософскую картину: низы (на языке теории элит массы, на языке марксизма угнетаемый класс) никогда не могут сами выбить законы и право для нормального своего существования, их выбивают элиты в борьбе с монархом, выбивают для себя, монарх тогда становится игрушкой в руках элит, а полученные законы и право элита нередко использует для закабаления масс (как, к примеру, в России дворяне в отношении крепостных), но иногда законы и право выбиваются так, что ими частично могут пользоваться и низы, в конечном счёте благодаря данным процессам в Европе возникли государства, где законы и право стали всеобщими, но, как мы видим, там осталась элитократия, в частности в Западном мире заправляют ТНК, которые подминают под себя тамошне власти. Что же касается России, то в ней, по Солоневичу, Царь, как правило, не являлся игрушкой в руках элит, но наоборот часто третировал элиту, используя свою почти безграничную власть для того, чтоб защищать народ от элит. Красивая концепция, однако к чему всё пришло? Мы имеем президента, имеющего огромную личную власть, стоящего над законом. Но он сросся с элитами, он не защищает народ от элит. При этом политтехнологи используют для его легитимизации именно образ народного царя, самодержца, народного лидера. Мол Царь хороший, это бояре плохие. В реальности же, как было сказано, царь сросся с боярами. Так или иначе, по мнению Павла, даже несовершенное государство с заправляющими там элитами, но всё же худо-бедно имеющее какое-то всеобщее право и законодательство, лучше того государства, где право и законодательство попирается и не действует. А именно такая ситуация в современной России. Так что мы не Катехон, а скорее представители сил, противных Богу. Грустно, но увы.